09/08/2022

Как бумажная отрасль РФ переживает уход западных компаний

09/08/2022
Как бумажная отрасль РФ переживает уход западных компаний
Российская экономика оказалась очень запасливой. И все равно импортные реагенты и компоненты на складах для целлюлозно-бумажной промышленности подходят к концу. По ряду позиций Инжиниринговый химико-технологический центр уже сейчас ведет работы с партнерами и готов в рамках своих компетенций оказывать помощь в их импортозамещении.
Химические реагенты для ЦБП
Хотели было написать статью о проблемах целлюлозно-бумажной отрасли России и вариантах оперативных решений, которые могут предложить научные институты и инжиниринговый центр по импортозамещению реагентов и химикатов. Но вдруг выяснилось, что «проблема устранена» благодаря своевременным «действиям менеджмента российских комбинатов». Расходимся, тревога оказалась ложной.

РБК даже уточняет, как именно удалось в столь короткие сроки устранить проблему дефицита реагентов для ЦБП: часть производств перешло на «эковариант», то есть неотбеленную бумагу, кто-то разработал альтернативную технологическую схему приготовления двуокиси хлора для отбелки целлюлозы и стал закупать хлорат натрия и перекись водорода в дружественных странах (в основном в Китае и Узбекистане).

Если бы все ограничивалось проблемами с офисной бумагой, то вопрос действительно можно было бы закрывать. Ведь тот же хлорат натрия ― настолько элементарная химия, что гордиться его закупками у Китая как-то неприлично. Его получают, если упрощенно, из поваренной соли и электричества. Конечно, есть свои технические тонкости, но нет никаких проблем с сырьем, энергией и отработанными еще в Советском Союзе технологиями. Тем более производство хлората натрия в РФ уже есть, правда, не в тех объемах, какие нужны отрасли
Схемы промышленных электролизеров для получения хлората натрия. Любопытствующим рекомендуем ознакомиться с классической книгой под ред. Л.М. Якименко от 1984 года.
Но даже здесь те, кто рапортует об отсутствии проблем, умалчивают о нюансах. Китайские товарищи продают реагенты для отбеливания, но, насколько мы знаем, в два-три раза дороже их стоимости для других рынков. Нарастить поставки любых химических продуктов из Китая до удовлетворительных объемов попросту невозможно. В этом направлении уже наблюдается логистический коллапс - точно так же, как нереально закачать в газопровод больше того объема, на который он изначально рассчитан.

Проблема не только в отбеливателях целлюлозы. Не хватает множества позиций классической малотоннажной химии - от диоксида серы до клеев и коагулянтов. В этом списке биоциды, отбеливатели, проклеивающие/упрочняющие агенты, синтетические воски, эмульгаторы, ПАВы и прочие важные составляющие, которые позволяют делать товарный продукт с хорошей маржинальностью и востребованностью на рынке.
Еще в 2017 году мы писали о необходимости внедрения собственных проклеивающих реагентов для производства качественного картона, которые почти полностью импортировались из Европы. Кстати, полимерный клей, который в том числе необходим для производства бумажных денег и систем безопасности документов - голографических наклеек и тому подобного (потребность примерно в 20 тонн в год), тоже исключительно привозной. Остается оперативно перейти на цифровой рубль и виртуальный ID.
Два мира, два Kemira
Мы уже разбирали, почему уход в общем-то небольшой финской компании Kemira из России наделал столько шума. Прекращение поставок отбеливателя в Россию и Беларусь взвинтило цены на офисную бумагу в моменте в 5-6 раз. Все это случилось еще до введения Евросоюзом санкционного пакета №5 в апреле, который коснулся запрета на поставки отдельных видов целлюлозно-бумажной продукции и импорта из России практически всех видов бумаги, картона и целлюлозы. Плюс российская лесная продукция лишилась сертификации по стандартам FSC и PEFC.

К сожалению, и это общеизвестно, целлюлозно-бумажная отрасль в Советском Союзе и потом в России долгие годы жила по принципу «и так сойдет». Все, что мы не производим сами, можно закупить у европейских партнеров, включая реагенты, компоненты и инжиниринг. В состав европейских поставок зачастую входило и оборудование, и сервис, и центры R&D.

В целом, развитие европейских технологий в отрасли шло существенно интенсивнее, чем в СССР и России, где сейчас деятельность прекращена, а здание в Санкт-Петербурге активисты пытаются спасти от сноса (интересующимся развитием европейских технологий в бумажной отрасли рекомендуем посмотреть книгу

"Technological transformation in the global pulp and paper industry 1800-2018 : comparative perspectives" (Timo Särkkä, Miquel Gutiérrez-Poch, Mark Kuhlberg)).

Как и в большей части российских предприятий, взаимно связанных с европейским бизнесом и технологиями, после 2014 года никто особо не верил, что санкции могут прийти в сектор. Мы знаем, о чем говорим, потому что после 2016 года посетили больше половины из 40 ЦБП и на все наши предложения заняться импортозамещением получили отказ.

Зарубежные партнеры не горели желанием растить себе знающих и понимающих в развитии конкурентов. В России дислоцировалась самая грязная, затратная, вредная и низкомаржинальная часть цепочки передела в бумажном производстве: заготовка сырья, варка целлюлозы, ее отбеливание, утилизация отходов и т.п. В Европу поставляли в основном полуфабрикат ― беленая целлюлоза, которую можно превратить в высококачественную бумагу с меньшими издержками и без существенного вреда для экологии. Обратно мы получали высококачественную бумагу, и всех данное положение дел устраивало.

К счастью, сегодня мы видим положительные сдвиги в этом направлении. Отсутствие технологических решений и осложнившиеся вопросы с поставками привели к тому, что многие из наших партнеров начинают вспоминать о наличии в России химической отрасли, ученых в вузах и предприятиях малотоннажной химии. Понимание того, что «как прежде» уже не будет приводит к принятию решений о развитии собственного производства малотоннажной вспомогательной химии.
Ни упаковки, ни этикеток
Еще в марте приостановила деятельность в России норвежская компания Elopak, производитель упаковки для жидких пищевых продуктов. А недавно Tetra Pak тоже решила ретироваться с российского рынка вместе с технологиями. Но и здесь звучат противоречивые заявления. Вице-премьер Виктория Абрамченко твердо и четко обещает, что проблем нет, «упакованы по полной, и в стране развивается производство упаковки по собственным технологиям, на своем сырье».

Правда, цифры говорят обратное: в 2021 году 73% всех целлюлозных картонов в Россию поступало от европейских производителей, на долю азиатских приходилось 12%, оставшиеся 15% закрывал ЦБК «Кама». Это данные заместителя председателя подкомитета по развитию упаковочной и печатной индустрии палаты Михаил Сенаторов.

Потребности в этикеточной бумаге на 100% закрывались импортом, причем 93% материалов везли из Европы. То же самое касается самоклеящихся материалов. Компания UPM прекратила поставки в Россию, а ее доля рынка составляет 35%.

На всякий случай напомним вице-премьеру, что даже в СССР при всех работающих отраслевых институтах не смогли «импортозаместить» шведский пищевой картон при наличии работающих профильных научных институтов. Те самые классические пирамидки появились в стране в 1959 году ― тогда Tetra Pak поставила несколько своих линий и сам многослойный картон в рулонах, но технологию шведы не продали.

Советские технологи в целях экономии попытались скопировать и технологию и упаковку. Одну линию своего производства на Останкинском молочном комбинате даже удалось запустить. Но ни одно советское предприятие за 10 лет выпустить тот самый картон так и не смогло. В 1970-е удалось договориться, шведы поставили уже 20 производственных линий на Чертановский комбинат. В 1980-е создали несколько совместных предприятий, но полная «интеграция» в локальный рынок началась уже в 90-е годы.
Как раньше уже не будет
Рассчитывать, что западные компании одумаются и вернутся, потому что не захотят потерять такой перспективный рынок, наивно. Даже если это теоретически произойдет, экономическая реальность будет уже совсем иная. Многие химические заводы в Европе еще во время прошлогоднего энергетического кризиса закрыли свои производства, надеясь, что это скоро пройдет. Да так и не возобновили работу.

Мировые цены на базовую и специальную химию серьезно зависят от стоимости нефти и природного газа. Даже если не брать в расчет цены на газ на спотовом рынке, то и по долгосрочным контрактам для европейских потребителей в среднесрочной перспективе он уже не будет стоить 300-400 долларов за тыс. кубометров. Это значит, что любая химическая продукция снова может вернуться на российский и любой другой рынок уже на порядок дороже.
Да, производители той же упаковки, ориентированные по большей части на потребительский сектор, в реальности не могут переложить рост цен на сырье полностью на покупателя. Они будут резать другие расходы, в том числе сокращать производство и инвестиции.
Разумный выход состоит в том, чтобы постепенно вводить собственные производства химии для бумажной промышленности и становиться конкурентоспособными на мировом рынке. Сырье, технологии, знания и кадровый потенциал для этого есть.

ИХТЦ готов подобрать технологии, разработать исходные данные на производство, всю необходимую документацию, обеспечить сопровождение проектирования и эксплуатации, контроль закупки оборудования и доставки.
Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Другие материалы:
Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
Еще статьи
Использованы изображения: u.jimdo.com