В СССР инженеры фактически были кастой брахманов, а многие химические предприятия держали у себя модельные установки. Химические технологии передавались в производство через цепочку КБ, опытно-химических цехов и т. д. Понятно, что до эры капитализма экспериментальное оборудование заводов по большей части не дожило.
Прохождение стадии опытных или опытно-промышленных испытаний и построение новой специализированной установки «с нуля» может быть чересчур затратным. Остаются риски, что технология или продукт не зайдут на рынок. Цена ошибки может быть слишком высока. Разумнее и выгодней масштабировать технологию, выпустить опытную партию химического продукта на аутсорсе.
Все крупные мировые химические, нефтегазовые, технологические компании, запускающие новое промышленное производство, обязательно строят установку (или несколько), которая позволяет моделировать промышленные условия в минимальном масштабе при экономии материальных ресурсов. Если есть компетенции — делают сами, но, как правило, заказывают у инжиниринговых компаний.
В России стоимость автоматизированной пилотной установки составляет 50−80 млн. рублей. Это в десятки раз меньше, чем в развитых в технологическом и финансовом отношении западных странах. Если кому-то кажется, что это дорого, выше мы привели пример ООО «Зи Поли Томск», выбросившей на ветер сотни миллионов долларов инвесторов. Гораздо дороже ошибиться в расчетах при проектировании нового производства, а еще дороже — экспериментировать на промышленных установках.
Для чего нужна пилотная установка: