12/07/2016

Что происходит с мировым рынком полимеров?

Новая стратегия продаж
Для мировой индустрии полимеров все будет очень сложно, как утверждает обозреватель The Financial Times
и автор материала в журнале ICIS Chemical Business Пол Хождес. Рынок начинает испытывать давление, нужны новые подходы. Ключевыми факторами станут национальные и региональные особенности компаний, которые будут вынуждены формировать новые ценовые предложения для клиентов. Мы подготовили адаптированный перевод его статьи.
Пока цены на нефть в последние пару месяцев росли, конечные потребители были заняты тем, что сооружали запасы. Сейчас финансовые директора предприятий получают звонки от своих банкиров, которые спрашивают об уровне операционного капитала. Ни для кого не будет сюрпризом, что спрос, исходя из сезонных факторов, снова упадет, учитывая избыток сырья в хранилищах.

Но цены на нефть — не самая серьезная головная боль, ожидающая нас во второй половине года. Есть более основательные причины беспокоиться за рынок полимеров. Дело в том, что Китай вступает в эру собственного импортозамещения и наращивает производство полимеров, опираясь на показатели своего нового пятилетнего плана. В нем прописана необходимость сделать производство полипропилена самостоятельным на 93%. Потребность в этилене нужно закрыть на 62%, все это к 2020 году.

В период с января по апрель производство полипропилена в КНР выросло на 38% по отношению к 2014 году, импорт сократился на 28%. Экспорт стран Северо-Восточной Азии и Ближнего Востока получил ощутимый удар: он упал на 10% и 28% соответственно. Последствия могут сказаться не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Для сбыта продукции нужно будет искать новые рынки.
China PP production and trade data
Источник: new-normal.com/wp-content/uploads/2016/07/ICB-Jul16.pdf
В это же время чистый импорт в США вырос втрое до общих 62 000 тонн. Чистый импорт из Латинской Америки также утроился до 32 000 тонн, когда Китай вынудил производителей искать новые площадки сбыта. Следует ожидать его дальнейшего повышения в этом году, ориентируясь на снижения импорта из Китая.

Этот разворот выглядит еще более тяжелым, учитывая, что внутренний рынок потребления в США сжимается. Запасы в Штатах вернулись к показателю апреля 2013 года. Производители бьются за долю рынка, а цены на полипропилен падают.

Контрактные цены упали до $110 за тонну в июне, на 5 центов за фунт, в мае они уже снизились на 4 цента за фунт, в апреле — на 3 цента. В этих новых реалиях, перемены ждут и страны Европы, когда производители с Ближнего Востока и Азии захотят переориентировать свои каналы и сбыть излишки, ранее предназначавшиеся Китаю. Общий чистый импорт стран ЕС в первом квартале 2016 года вырос в 6 раз до 116 000 тонн. В Латинской Америке это показатель увеличился в 9 раз до 17 000 тонн.

Проблема не только с полипропиленом. В первой половине года цены на него упали существенней, чем на этилен — на 69% по отношению к цене последнего. Уровень, который наблюдался где-то 20 лет назад. Переработчики уже задумались над тем, чтобы переориентировать производство с других полимеров на полипропилен для конкретных продуктов.
China PP production and trade data
Источник: new-normal.com/wp-content/uploads/2016/07/ICB-Jul16.pdf
Ситуация с полиэтиленом
Здесь также можно видеть дальнейшее давление на рынок. Опять же по причине китайской политики. Импорт из Китая снизился на 3% по отношению к 2015 году, а спрос внутри страны увеличился всего на 1%. Каналы также будут перенастраиваться. BASF уже объявила о том, что откладывает строительство метан-пропиленового комплекса
на 475 000 тонн в год в Техасе.
25-летний суперцикл экономики подошел к концу: правило «строй, и покупатели
к тебе потянутся» больше не работает
До недавнего времени на этом рынке работало правило: строй, и покупатели к тебе потянутся, как в фильме «Поле чудес» 1989 года с Кевином Костнером. Но 25-летний суперцикл экономики подошел к концу, когда бизнес-модели строились на драйверах предложения, которые имели в своей основе спрос поколения бэбибума.

Сегодня, как считает автор статьи, мы возвращаемся назад в будущее. Затраты на поддержание товарных запасов нефти все еще играют большую роль, но этого больше недостаточно, чтобы гарантировать профит в мире, где спрос постепенно и неуклонно снижается.

И, если BASF отложила свой проект, то Shell, напротив, подтвердила планы построить завод в Пенсильвании для производства 1,6 млн. тонн полиэтилена в год. Они намерены выиграть на более коротких цепочках поставки продукции до конечного потребителя на североамериканском рынке.
Новая стратегия на рынке полимеров
Ключевой вопрос в том, что все эти новые веяния несут рынку полимеров? И даже более конкретно: как скорректировать стратегию вашей компании, чтобы рассчитывать на увеличение прибыли в последующие 10 лет? В мире, где Китаю больше не нужен тот объем импорта, который был нужен раньше, и где затраты на поддержание товарных запасов нефти больше не являются сильным козырем.

Во-первых, как показывает пример Shell, компаниям нужно будет вырабатывать новые ценовые предложения для клиентов, фокусироваться на целевых рынках, вместо того, чтобы рассчитывать объять необъятное.

Во-вторых, национальные и региональные особенности вновь станут ключевыми факторами для продвижения на рынке. К радости или сожалению, глобализация отступает в прошлое, уровень интеграции мировой экономики снижается (привет британским противником членства в ЕС).

Вместо централизации ресурсов в нескольких ключевых хабах, компании вынуждены будут строить сильную местную сеть, формировать технические и коммерческие отделы на местах, исходя из специфики территории. Для этого понадобятся специалисты, кадры и вложения в научно-исследовательское направление (R&D), когда выявленные на местах потребности оперативно переводятся в новые продукты и сервисы.

Нужно будет пересмотреть программы по формированию цен на продукцию. Традиционный фокус на объемы может оказаться непродуктивным. Компании с централизованной организацией постепенно исчезнут, считает автор. Другими словами, цепочки поставок должны быть более короткими и более простыми.
Некоторые станут утверждать, что это нереально, и инвесторы не станут вкладывать деньги в переориентацию бизнеса. Они хотят получать прибыль сейчас. Это понятно для сегодняшнего мира, когда условный американский и европейский инвестор держит позицию на акции из списка S&P 500 в среднем на четыре месяца. Более половины всех позиций открываются и закрываются в течение миллисекунд.
Но умные инвесторы все еще существуют, утверждает Ходжес. Они уверены, что их роль — поддерживать компанию, которая нацелена на увеличение прибыли в долгосрочной перспективе. Они отличаются от общей массы так называемых активных инвесторов, которые озабочены покупкой яхты и недвижимости на Манхэтенне. Да, перенастроить модель тяжело, особенно, когда кажется, что с рынком все в порядке. Но сменить направление, когда угрозы станут более реальными, еще труднее. Именно тогда большинство инвесторов попытаются скинуть балласт и выйти из бизнеса как можно быстрее.
Двойной вызов
Многие компании окажутся перед лицом двойного вызова. С одной стороны, им понадобится сформировать новые ценовые предложения, которые основаны не только на стоимости самого продукта, но и на стоимости, которую он способен произвести.
С другой стороны, необходимо выстроить прочные взаимоотношения с инвесторами, клиентами и поставщиками, которые ориентированы на перспективу, а не на получения максимальной прибыли на следующей неделе.

Хорошая новость в том, что мир, кажется, вступает в фазу «нормальной торговли». Это открывает хорошие возможности для тех компаний, которые понимают, как извлечь из этого выгоду.
Фото обложки: rapra.org.
Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Другие материалы:
Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
Еще новости