13/10/2016

Оставь надежду: как выбрать бизнес-стратегию химического производства

Новые реалии на рынках полимеров и нефти
Химические компании ждут трудные времена, уверен экономический обозреватель The Financial Times и автор материала в журнале ICIS Chemical Business Пол Хождес. Рынок испытывает давление со стороны перепроизводства, протекционизма и шаманских плясок вокруг вопроса климатических изменений. Если предприятие не сможет ответить на текущие вызовы, оно с большой долей вероятности проиграет. Предлагаем адаптированный перевод рекомендаций химическому бизнесу, как выстроить правильную стратегию.
Масштабные изменения ждут рынок нефтепродуктов и мировой рынок полимеров, 2016 год это отчетливо продемонстрировал. Вскоре мы увидим победителей и проигравших. Текущий раунд экспансии и роста производительности основывался на двух ошибочных допущениях:

  • Нефтяные цены будут держаться выше отметки в 100 долларов за баррель, обеспечивая долговременное преимущество американским производителям, работающим на газе.

  • Китайская экономика будет всегда расти двухзначными цифрами, все больше нуждаясь в импорте нефтепродуктов.

Даже если одно из этих утверждений оказалось бы неверным, неприятности не заставили бы себя ждать. В настоящий момент оба не соответствуют действительности. Химическая индустрия будет работать под гнетом накопленных мощностей в ближайшие годы. Хуже того, эти излишки абсолютно не вовремя: на мировую торговлю влияет рост протекционизма, а многие правительства больше напуганы ростом безработицы, чем проблемами реального сектора экономики.

В выигрыше останутся те компании, которые смогут развернуть новую бизнес-модель, привязанную к будущим потребностям рынка. Проигравшие оставят все без изменений, пока не упрутся в стену кризиса.

Китайский стоп-фактор

Китай принял новую парадигму развития. В свое время это был один из крупнейших импортеров полиэтилена (PE), полипропилена (PP), очищенной терефталевой кислоты (PTA), поливинилхлорида (PVC) и многих других химических продуктов. С этого года китайское правительство взяло курс на самообеспечение. Пятилетний план, рассчитанный до 2020 года, ставит задачей производить внутри страны до 93% пропиленовой линейки товаров и 62% этиленовой продукции.

В случае с полипропиленом уже в этом году Китаю удалось довести уровень собственного производства до 87% от общей потребности, против 77% в 2014 году, снизить импорт PP на 24%. Мировые цены на пропилен уже упали довольно резко, по сравнению с ценами на этилен. Средняя цена европейского контракта на пропилен в текущий момент составляет 70% от цены контракта на этилен. В итоге мы наблюдаем существенный рост конкуренции в этом сегменте.
Предыдущие успешные стратегии роста будут испытывать нешуточное давление со стороны перепроизводства, протекционизма и программ по контролю изменений климата
Проблема в том, что многие компании остаются слепы к воздействию новых факторов. Они убеждены, что Китай будет регулярно наращивать внешнее потребление сырьевых ресурсов. Но Поднебесная никогда не опиралась на такую экономическую модель (см. график). Китайская энергетическая и химическая компания Sinopec инвестировала 79 миллиардов долларов капитальных вложений в свой химический бизнес, начиная с 1998 года, заработав без вычета налогов 10 миллиардов долларов.

Ни одна западная акционерная компания не может и мечтать о подобных показателях. Но Sinopec на 71% принадлежит государству. Ее миссия выходит за пределы чисто коммерческих интересов: повысить уровень жизни в Китае, обеспечив национальные предприятия и потребителей доступным сырьем и нефтепродуктами.

Давление нефтяных цен

Неприятности с ценами на нефть добавляют новое измерение в проблему перепроизводства . Особенно для североамериканских компаний. Свыше 170 миллиардов долларов было вложено в новые мощности в надежде, что сланцевая экономика кардинально изменит правила игры: выгоду получат местные компании, оставив европейских и азиатских производителей далеко позади.

Цены на нефть упали более чем вдвое от предполагаемого на момент инвестиций минимума в 100 долларов за баррель. Международное энергетическое агентство недавно обнародовало неутешительный прогноз для нефтегазовой отрасли. Инвестиции в энергетический сектор США снизились в 2015 году на 75 миллиардов долларов.

Не делайте ставку на экспорт

Политические факторы создают дополнительные проблемы. Неудачные попытки центральных банков восстановить мировую экономику до показателей перед кризисом 2008 года привели к явному смещению от модели свободной торговли
к протекционизму.

Оба кандидата на президентское кресло в США сходятся лишь в одном: и Клинтон и Трамп выступают против принципов организации Транстихоокеанского партнерства. Ведущие политики Германии и Франции вообще предлагают отказаться
от поддержки его европейского аналога – Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства.

Это четкий сигнал для тех, кто раньше опирался на экспортную стратегию. Считалось, что все излишки на локальном рынке можно с легкостью сбыть в другом регионе. Отныне эта модель не работает.

Надежда не может лежать в основе стратегии

Что делать химическим компаниям? Можно рассчитывать на то, что прежние тенденции, завязанные на внешнюю экспансию, продержатся еще какое-то время. Но надежда – не лучший помощник. Нужно помнить о новых угрозах, идущих от акцента
на проблему климатических изменений и циркулярной экономики.

Для примера: на Мировом экономическом форуме в этом году фонд МакАртура представил доклад «Новая экономика рынка пластмасс», где говорится, что 95% пластиковой упаковки в мире проходит один короткий цикл использования. В результате глобальная экономика теряет 80 миллиардов долларов в год. Согласно этому анализу, сделанному с привлечением экспертов
от ведущих производителей полимеров, за 10 лет традиционного ведения бизнеса в мировом океане на 3 тонны рыбы будет приходиться 1 тонна пластика.

Хорошая новость в том, что остаются два неплохих варианта, как увеличить компаниям будущую прибыль и обеспечить качественный рост. Оба требуют применения новых моделей бизнеса, напрямую завязанных на ключевых его компетенциях.

Возможности, связанные с мегатрендами

Одно из направлений касается решения проблемы водных и пищевых ресурсов (два из пяти глобальных рисков, о которых говорили на Международном экономическом форуме в Давосе). Эксперты пришли к выводам, что для решения эти задач уже недостаточно просто производить больше воды и продуктов. Нужно сокращать потери в производстве того и другого, которые на текущий момент составляют до 40%.

Компании, работающие с полимерами, могут сыграть ключевую роль в данном вопросе. Для примера, в Италии 65% воды, поступающей в коммунальную сеть, теряется по дороге к конечному потребителю. В сельском хозяйстве для решения задачи экономии воды вообще непаханое поле. Более интенсивное использование техники капельного орошения с применением пластикового оборудования снизит потери воды и сделает отрасль более эффективной.
В развитых государствах ритейлеры и потребители ежедневно выбрасывают огромные объемы вполне пригодных продуктов
То же самое касается области пищевых ресурсов. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, потери продуктов в процессе выращивания и хранения напрямую влияют на показатели качества жизни и продовольственную безопасность в развивающихся странах. В развитых государствах ритейлеры и потребители ежедневно выбрасывают огромные объемы вполне пригодных продуктов.

Улучшение условий хранения и транспортировки, повторное использование упаковки – есть масса задач, которые под силу решить полимерной промышленности.

Бизнес-модель, ориентированная на сервис

Вторая возможность для грамотной экономической стратегии химических предприятий состоит в том, чтобы:

  • разрабатывать более сервисно-ориентированные предложения на рынке;

  • активно использовать экспертизу в своей индустрии;

  • активно подключать к работе инжиниринг и научно-исследовательские группы (R&D).

Использование водных ресурсов – отличный объект для переосмысления традиционных подходов в производстве. Сегодня в подавляющем большинстве случаев применяются неэффективные, высокозатратные гражданские инженерные технологии. В конечном счете, все, что касается воды – вотчина химии. Есть все возможности для того, чтобы обращаться с ней более рационально.

Следующий момент: необходимо смещать главный фокус индустрии от продуктов с ограниченным одноразовым применением. Акцент должен быть сделан на циркулярной экономике. На производство пластика уже идет порядка 6% от общего объема потребления нефти. Столько же потребляет мировая авиационная промышленность. По прогнозам экспертов, к 2050 году этот показатель вырастет до 20%.

Нет сомнений, что химическую индустрию ждут тяжелые времена. Предыдущая модель постоянного роста, базировавшегося на демографическом факторе, привела к перепроизводству . Она перестает работать. К перегруженности рынка добавляются проблемы протекционизма и вызовы, связанные с экологией. Те, кто не успеет сменить парадигму, проиграют. Выгоду можно получить, лишь помогая потребителям делать больше с меньшими затратами. Победителями станут те компании, которые будут тщательно анализировать потребности своей аудитории, просчитывать шаги и предлагать более качественный сервис.
Фото обложки: mundoexportar.wordpress.com
Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Другие материалы:
Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
Еще новости